III. Объяснение нового материала.

1. Работа с таблицей.

В бессоюзных сложных предложениях тире ставится, если простые предложения в их составе имеют значение:

а) противопоставления (можно вставить союзы а, но, зато);

б) времени (можно проверить союзом когда);

в) условия (можно проверить союзом если);

г) сравнения (можно проверить союзами как, как будто);

д) следствия (можно проверить союзами так что, поэтому).

2. Знакомство с материалом § 35.

3. Конструирование бессоюзных сложных предложений со знаком тире.

– Продолжите начатые предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные с тире.

а) Наступит весна – …

б) Знай я ремесло – …

в) Дунул ветер – …

г) Мы хотели закрыть окно – …

4. Конструирование предложений.

Выяснить смысловые отношения между предложениями в составе каждого сложного III. Объяснение нового материала.; затем предложения с придаточными причины переконструировать в сложноподчиненные следствия и наоборот, в каждом из предложений опустить союз и поставить двоеточие или тире.

Образец. Светает, так что надо вставать (следствие). Светает – надо вставать. Надо вставать, потому что светает (причина). Надо вставать: светает.

1) Птица жалобно кричит, так как ее гнездо разорено.

2) Река вышла из берегов, так что прервалось сообщение с городом.

3) Станция метро рядом с домом, так что мы быстро добираемся в любую часть города.


documentakelwez.html
documentakemdph.html
documentakemkzp.html
documentakemsjx.html
documentakemzuf.html
Документ III. Объяснение нового материала.