О чревоугодии и посте

52). Пища, ежели вам не покажется, благословите ее знамением животворящего Креста Господня и скажите сами в себе, что ты враг мне препятствуешь? у других и такой пищи нет! Сам Царь небесный благословил меня вкушать ее; кто Бога ради живет, кто пришел для Хри­ста Иисуса, тому вкусной пищи не надобно. Как кто за­хочет есть, так худую и суровую пищу будет есть без всякого рассуждения. Иоанн игумен говорит Симеону: «почто так много постишься чадо? брашно не человека». Он отвечал: правда, пища человека не оскверняет, но скверные помыслы рождает и пригвождает ум к земным вожделения, утолстевает плоть, и претворяет духовного человека в плотяного». Так О чревоугодии и посте вот ви­дите, он был избран и освящен от утробы матерней, но и он требовал поста. Пища сладкая неискусным много вредит: если бы в нас истинное смирение было, то и не подумали бы, что надобно подкрепиться,—такою-то пищею. Это от врага! А что Господь благословит, то и кушайте; можете кушать, кушайте, а нет,—и голодом сидите — Захотелось одному отцу поесть; он овса насыпал и ска­зал себе: ешь, осел! Так вот как себя подкрепляли! Это было, вы скажете, в прежние годы; а наследия то равного с ними желаем! Подкрепляйте-ка себя одним хлебом, да и то О чревоугодии и посте таким, который был бы вам не совсем по вкусу. Что ни дадут, все принимайте с благодарением; представляйте, что вы всего недостойны за грехи ваши тай­ные, коих никто не знает. Где ж, иначе, будет терпение-то, для которого вы пришли сюда?

153. Изволите вы писать, чтоб я написал вам собственной своей рукой несколько строк к назиданию душевному. Спрашивают вас: что за противность Господу, чтоб человек изнурял себя пищею, когда все для него отдано; и почему пост и всякое изнурение так нужно, тогда так трудно и малейшее воздержание? На сей вопрос вам ответствую: Господь Бог управляет вселенною и ежегодно и ежедневно дает О чревоугодии и посте пишу всякому животному: но человеку - умному созданию, сколько разных родов пищи приуготовил на земле и в водах? Ему позволено оные употреблять: одну пищу для укрепления сил как хлеб разный; а другую пищу для услаждения; но сколько же разного состояния людей и народов, и все должны снискивать себе пищу разными способами, но при всем изобилии для человека еще мало: для того и посты положены, по благоволению Божию от святой Церкви, чтоб лишнюю пищу сберечь на другое время. А хлебная пища, которая укрепляет человека, не запрещена, и так может человек, в меру употребляя хлебную пищу, и крепок быть и О чревоугодии и посте здоров: но ежели принимать от врага мысли, для чего то, для чего - другое не равно для всякого; то, изыскивая причину, чрез то враг вринет в такую пропасть, что беспрестанно будет ум занимать сими пустыми мыслями; а лучше бы последовали Марии, которая просидела у ног, Спасителевых и слушала слово Его, нежели Марфе, пекущейся о лишнем для плоти приуготовлении. А что мать В. спрашивает: для чего грех смеяться и шутить, для чего надобно, напротив быть серьезной, что приводит в уныние и тоску; на сие вам ответствую: дела одни бесовские, а другие Божии; ежели хочет быть веселою, то пусть радуется о Господе, пусть благодарит Его О чревоугодии и посте за великие милости, что Он делает ее наследницею царствия небесного.



156. На прежде полученное ваше письмо, к посланному моему к вашему преподобию письму сим дополняю. Все допрашивают вас: "что за противность Господу, чтоб человек себя изнурял пищею, когда все для него создано, и почему пост и всякое изнурение для него нужно, когда так трудно и малейшее воздержание?" На сие вам ответствую: когда св. Церковь положила посты и постные дни и под проклятием запретила не постную пищу во оное время употреблять, должно сему повиноваться и исполнять оное, ежели кто хочет спастись и жизнь вечную получить, а не испытывать причины О чревоугодии и посте; до изнеможения же доводить себя не нужно, а постною пищею в оное время поддерживать должно свои немощные силы. Христос Сын Божий постился 40 дней, сие было для Него не нужно, но нам дал образ, чтоб последовали стопам Его; а потому положены и посты, и время положено Церковью, сколько в какие дни поститься должно; многие святые, последуя примеру сему, и по сорок дней постились. Господь, видя их усердие, помогал им Своею благодатью, но не всякий может оное исполнить, да Он и не требует выше сил наших такого поста; пост нужен но силе нашей, для уменьшения стремления плотских страстей, а потому для нас оный О чревоугодии и посте полезен. Жизнь наша двоякая, одна плотская, а другая духовная, по слову св. апостола Павла: Сущия бо по плоти, плотская мудрствуют, а иже по духу духовная, мудрование бо плотское смерть есть, а мудрование духовное живот и мир, зане плотское мудрование вражда на Бога, закону бо Божию не покоряется, ниже бо может (к Римл. Гл. 8, ст. 6 и далее).

358. Христос постился сорок дней и этим подал нам Собою пример; итак в посты и постные дни надобно удержаться от излишества; а в праздники можно разрешить, но осторожно.

362. Одинаково всех нельзя содержать в обители, иным грубая пища вредна и может привести во изнеможение О чревоугодии и посте; одни пришли из бедности, от трудов в покой, а другие от богатства и из нежного воспитания: для них и то в великое вменится, что они все оставили; а брашно и питие не поставит нас пред Богом, только бы не было раздоров. непримиримой вражды, ненависти о клеветы.

492. Не думайте, что, попостившись неделю, вы уже достойны причащения. Нет; сколько бы ни постились, один пост не делает достойными принятия страшных и пречистых Таин.

493. Не в том состоит приготовление, чтобы не опускать ни одной службы, да чтобы масло не попало на ложку, чтобы от пищи воздержаться: надобно внутреннее очищение, - чтобы тщеславия не было, гордости О чревоугодии и посте, непокорности! чтобы худой мысли не удерживать в душе ни на минуту!

496. Увидите в трапезе какой либо недостаток, встретите в другом чем нужду, будьте терпеливы. Мы недостойны и того, чем здесь пользуемся: надобно и за это благодарить Господа. За все благодарите.

497. Что Господь благословит, то и кушайте; можете кушать, кушайте, а нет и голодом сидите. Подкрепляйте-ка себя одним хлебом, да и то таким, который был бы вам не совсем по вкусу. Что ни дадут, все принимайте с благодарением; представляйте, что и сего недостойны за грехи ваши тайные, коих никто не знает. Где ж иначе будет терпение О чревоугодии и посте, для которого вы пришли сюда?

498. Когда чувствуешь голод, худую и суровую пищу будешь есть без всякого рассуждения.

499. Если же пища вам не покажется, осените себя знамением животворящего креста Господня и скажите в себе: Что ты, враг меня смущаешь? у других и такой пищи нет! Сам Царь небесный благословил меня вкушать ее; кто живет ради Бога, кто пришел для Христа Иисуса, тому вкусной пищи не надобно.

500. Иоанн игумен говорит Симеону: "почто так много постишься, чадо? брашно не осквернит человека". Он отвечал: "правда, пища человека не оскверняет, но скверные помыслы рождает и пригвождает ум к земным вожделениям, утолстевает плоть и претворяет духовного О чревоугодии и посте человека в плотяного". Так вот видите: он был избран и освящен от утробы матерней, но и он требовал поста.

501. Впрочем, если и сухое буду есть, да буду роптать, буду осуждать, сухоядение не на пользу мне. "Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем" (Матф. 11, 29): вот в чем спасение! Иоанн милостивый укорял себя: ты избранные рыбы ешь, вино пьешь. Нельзя сказать, чтобы он употреблял суровую пищу: он был патриарх; но пища не повредила ему, когда он смирял себя.

502. Плоть наша тлению подвержена, прах, пища червям. Зачем же ее упитывать и гордиться ею? Чем гордиться? разве червями-то?


documentakediht.html
documentakedpsb.html
documentakedxcj.html
documentakeeemr.html
documentakeelwz.html
Документ О чревоугодии и посте